Сочинение на тему: Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Женщину воспевают и обожествляют в русской поэзии и прозе называя её источником жизни и света, вдохновительницей и устроительницей, а также роковым искушением и погибелью. В прозе женские образы очень часто позволяют раскрыть произведение с иной стороны, глубже и детальнее, ведь женская душа по умолчанию организована сложнее, эмоциональнее, может быть, экспрессивнее.
В романе-эпопее «Тихий Дон» создана галерея образов настоящих русских женщин, по истине героинь, сильных, ярких, каноничных. Каждая – словно бриллиант, и все разные. Каждая противостоит соседке, в каждой характер и неистребимая внутренняя сила.
Главное противостояние, безусловно, между образами Аксиньи и Натальи. Их столкновение словно лед и пламя, солнце и луна, потому что они несравнимы в плане того, что одна героиня положительная, а другая отрицательная, здесь не место таким категориям. Обе прекрасны, хотя и абсолютно по-разному.
(Аксинья Астахова - актриса Элина Быстрицкая, к/ф «Тихий Дон», СССР 1957)
Аксинья эффектная, страстная, роковая. Можно ли смотреть на её неверность мужу как на подлый поступок? Можно, но оправдывая тем, что душа Аксиньи верна тому, кого она полюбит, а с нелюбимым мужем разве была она хоть день, хоть час счастливой? К тому же, в измене Аксинья признается, прекрасно зная и о силе проступка, и об неотвратимости наказания. Аксинья – гармоничная натура. Пылкость и чувственность сочетаются в ней с яркой красотой, игривым женским вкусом, хитрость – с остроумием, страсть – с нежностью, трудолюбие с самоотдачей.
Женщина вне политики, женщина – хранительница домашнего очага, её нужно беречь и охранять, и когда судьба войной уносит защитников, когда умирают или болеют дети, когда обрушиваются на её плечи голод и тяжелая работа, женщина может стать заложницей жалости к себе, потребности быть любимой (измена Аксиньи Григорию после смерти их дочки).
(Наталья Коршунова - актриса Дарья Урсуляк, драма «Тихий Дон», Россия 2015)
Наталья – абсолютная противоположность Аксиньи, ведь она как раз до гроба верная, нестроптивая, опекающая и утешающая, воплощение ласки и долготерпения. Одно несчастье – Наталья нелюбима мужем, хотя он и понимает, какое грандиозное уважение и преклонение стоило бы испытывать перед такой женщиной, и кого он предает, уходя из семьи. Если любовь Аксиньи – солнечный удар и жар, то любовь Натальи – лунное, вечное сияние, её чувства сильны постоянством, а сама героиня становится идеалом женской добродетели в высшем проявлении.
(Ильинична, мать Григория Мелехова - Анастасия Павловна Филиппова (Горина), к/ф «Тихий Дон», СССР 1957)
Кроме Аксиньи и Натальи в романе масса иных красивых и прочувствованных женских характеров: это мать Григория, олицетворение материнской доброты и тепла, воплощение заботы, незыблемости родительского дома, понимания и терпения. Это Дарья – воплощение бунтарства, яркости, женской манкости, хитрости. Это Дуня – хрупкий цветок, нежная и добрая, со всеми задатками достойной казачки, одновременно непокорная и строптивая.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» не только создают внешний шарм произведения, показывая, какими прекрасными могут быть женщины. Женские образы служат для глубокого психологического раскрытия смысла произведения: важнее всего счастье близких, счастье и спокойствие тех, кто дарит жизнь и хранит её. И какие бы перипетии не сотрясали мир, на каком бы поле битвы не искали свое счастье сильные мира сего, родина остается у ног матери и в объятиях любимой женщины.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.